Аннотации:
Предметом исследования в статье есть институт минимальной заработной платы (МЗП). Цель
статьи – определить роль МЗП в украинской экономике на современном этапе ее развития и
перспективы этого института.
В соответствии с логикой научного поиска в статье использованы такие методы исследования,
как теоретический анализ, включающий рассмотрение отдельных черт и новых характеристик
проблем, формулирование гипотез, проведение аналогий и оценку собранных фактов,
математические и статистические методы. Отмечено, что в силу своей чрезвычайной
актуальности, работ, посвященных оплате труда, большое количество, однако эффекты от
использования МЗП обсуждаются и сейчас. Подчеркнуто, что в Украине минимальный размер
заработной платы относится к основным социальным гарантиям, поэтому используется главным
образом в политических целях, а не как инструмент регулирования рынка труда и весомый фактор
влияния на экономику в целом. Представлены и обобщены точки зрения украинских ученых,
известных политиков, которые отражают отношение общества к повышению МЗП и его
последствиям. Автором статьи отстаивается необходимость повышения уровня доходов
низкооплачиваемой категории трудящихся при условии выполнения ряда других задач, в первую
очередь, повышения предложения на рынке труда, создания условий для развития отечественного
бизнеса и др. В статье рассматривается позиция МОТ по вопросу использования МЗП. Приведена
концепция отдельных ученых-экономистов, отражающая зарубежный опыт установления МЗП в виде
определенных моделей. Отмечено, что официальная статистическая информация о повышении
средней заработной платы в стране идет вразрез с реальной действительностью и данными
социологического опроса. Названы альтернативные повышению МЗП меры. Сделаны выводы о
необходимости отхода государством от популистских взглядов на МЗП как на средство борьбы с
бедностью в сторону рассмотрения ее как регулятора экономики. Сделан акцент на том, что
повышению МЗП должно предшествовать создание рабочих мест и благоприятных условий для
развития бизнеса, а также налоговая реформа. Следует также активнее бороться с монополией,коррупцией, нецелевым использованием бюджетных средств. Материалы статьи могут
применяться для дальнейшего исследования обозначенной проблемы.